АСУ "Жилищный стандарт"Как создать лучшую УК. Часть 4. Методы генерации идей.

Как создать лучшую УК. Часть 4. Методы генерации идей.

В бизнесе, как и в других жизненных процессах, мы регулярно сталкиваемся с необходимостью определить направление развития, выбрать из нескольких вариантов, выделить приоритеты, сфокусироваться на главном.

Каждый день мы генерируем идеи, оцениваем и тестируем их на практике, поэтому считаем особенно важным рассказать в этом разделе о возможных сложностях и способах их преодоления.

Можно с большой уверенностью сказать, что потребность в свежих идеях есть у каждого предпринимателя. Особенно остро она чувствуется в процессе формирования плана развития компании, отдела или проекта, решения нестандартных задач, поиска оптимальных вариантов в критических ситуациях.

Генерация идей

Основные методы генерирования идей следует знать любому менеджеру, а уж руководителю – тем более. Перечислим наиболее популярные и закрепившиеся в практике методы с их кратким описанием:

1. Мозговой штурм.

Суть метода в использовании коллективного разума. Участвуют обычно от 6 до 12 человек. Сотрудники предлагают как можно больше любых идей (в том числе фантастических), совместно их анализируют, отсеивают лишнее, приоритизируют, дорабатывают и фокусируются на наиболее ценных.

Преимущества метода: простота реализации, универсальность.

Недостатки метода: необходимость обеспечить равные права участников (важно исключить должностную иерархию и моральный аспект).

2. Шесть шляп.

Применяется в командах от семи человек для оценки нестандартных или инновационных идей. Под «шляпами» подразумеваются шесть вариантов обдумывания проблемы, которые применяются поочередно.

Белая шляпа — сухой анализ проблемы исходя из цифр и фактов, рациональный взгляд.

Черная шляпа — поиск негативных сторон, рисков и последствий, критический взгляд.

Желтая шляпа — поиск позитивных сторон, выгод и скрытых возможностей, оптимистический взгляд.

Зеленая шляпа — генерирование новых идей, нестандартных методов решения, креативный взгляд.

Красная шляпа — эмоциональная реакция на проблему, интуитивный взгляд.

Синяя шляпа — подведение итогов, выработка конкретных способов реализации идей.

Преимущества метода: взгляд на проблему под разными углами, улучшает работу в команде.

Недостатки метода: оценочная сессия может превратиться в хаос в случае неопытности или слабого авторитета ведущего.

3. Ментальные карты.

Метод основывается на визуализации мыслительного процесса и использовании творческого подхода. Обычно в центре изображается проблема, требующая решения. Каждый участник обсуждения рисует свою «ветку» с идеей, декомпозируя ее самостоятельно, а затем и с помощью других участников (коллективного разума).

Преимущества метода: задействуется ассоциативное мышление, появляются новые мысли, получается наглядная картинка, которую легче запомнить.

Недостатки метода: у кого-то в команде должны быть навыки рисования, иначе картинка может получиться непонятной и ненаглядной. Метод позволяет визуализировать проблему, но не оценить качество идей.

4. Морфологический ящик.
Метод основан на разделении проблемы (или объекта) на составные части (элементы). Для каждого элемента записываются варианты решения или характеристики. Результаты отражаются в виде таблицы. Полученная форма анализируется, ищутся новые варианты и комбинации решений.

Преимущества метода: простота реализации, подходит для небольших команд и стандартных задач.

Недостатки метода: теряет наглядность, если количество параметров и характеристик слишком велико.

5. Синектика.

Генерирование идей происходит с применением аналогий разного типа. При этом над одной задачей работает группа синектиков – членов команды, прошедших обучение методу поиска решений разнородного свойства. В процессе обсуждения участники ищут аналогии четырех типов:

— прямые аналогии – решение схожей проблемы в других сферах, технических областях, природе и т. п.;

— субъективные аналогии – решение проблемы «изнутри» исследуемого объекта, участник мысленно становится объектом исследования;

— символические аналогии – используются сравнения, аллегории, метафоры, уход от стереотипов;

— фантастические аналогии – предлагаются решения при условии отсутствия любых ограничений (законы физики, финансы, типичные представления).

Преимущества метода: позволяет прийти к нестандартным, но прорывным решениям.

Недостатки метода: сложность для большинства людей, привыкших к рациональному мышлению, не подходит для быстрого решения большого количества задач в короткий промежуток времени.

6. Фокальные объекты.

Также называется методом случайных объектов. Для поиска идей используются ассоциации исследуемой проблемы и случайных объектов или явлений. Вначале определяется объект, который мы хотим улучшить, затем выбираются 3-5 существительных (случайным образом, чтобы не было прямых связей с объектом). Каждому существительному необходимо придумать 2-3 характеристики (прилагательные). В конце рассматриваются разные варианты связей фокального объекта и придуманных характеристик. Придуманные решения дорабатываются и оцениваются на жизнеспособность и новизну.

Преимущества метода: позволяет найти оригинальные решения.

Недостатки метода: не всегда можно реализовать полученное решение, не позволяет решить трудные рабочие задачи.

В практике зарубежных и ведущих российских компаний активно применяются как вышеперечисленные, так и другие современные подходы к генерации идей. Их выбор обычно зависит от профессионализма команд и их руководителей, специфики деятельности, отношения к креативному подходу и инновациям.

Есть и более консервативные руководители, которые не поддерживают изменения, но даже они вынуждены регулярно генерировать и тестировать новые идеи, чтобы удержать бизнес на плаву и не проиграть в конкурентной борьбе.

В наших компаниях мы всегда использовали универсальные методы генерации идей – мозговой штурм, метод морфологического ящика и ментальные карты. Комбинация разных подходов дает возможность расширить видение процесса, задачи или проблемы, сплотить команду управленцев и выработать общее направление для непрерывного развития.

Авторы:

Павел Cтолбов, руководитель и основатель ГК «Жилищный стандарт», автор книг «От идеи до IT бизнеса. Как защитить свои интеллектуальные права» и «Курс на прибыль», эксперт в сфере управления недвижимостью и автоматизации бизнес-процессов, кандидат экономических наук, EMBA.

Сергей Васильев, операционный директор ГК «Жилищный стандарт», автор книги «Курс на прибыль», эксперт по управлению проектами, настройке и оптимизации бизнес-процессов, кандидат экономических наук.