АСУ "Жилищный стандарт"Неиспользование счетчиков в коммерческом учете: разбираем критерии

Неиспользование счетчиков в коммерческом учете: разбираем критерии

         Неиспользование счетчиков в коммерческом учете: разбираем критерии

        Концепция тотального оприборивания энергетических ресурсов, реализуемая государством, продолжает вызывать в свой адрес критические замечания. Обычно они связаны с нежеланием устанавливать счетчики по причине отсутствия к этому технической возможности.

 

        Порядок определения критериев наличия (отсутствия) технической возможности

        Чтобы прекратить споры о возможности или невозможности установки приборов учета, Приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр были утверждены:

— Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее – Критерии № 485).

— Форма акта обследования на предмет установления возможности или невозможности

— Порядок заполнения данного акта обследования.

        Нынешняя редакция мало чем отличается от предыдущей, утвержденной Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627, хотя и немного дополнена.

        Критерии № 485 распространятся и на индивидуальные приборы учета коммунальных услуг, и на общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов. Этот подход применяется при определении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению (п. 1 Критериев № 485).

        В случае отсутствия прибора учета коммунальных услуг у потребителя при обязанности его установки при расчетах с потребителем применяется норматив с повышающим коэффициентом 1,5. Этот принцип касается холодной воды, горячей воды и электрической энергии. Коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки прибора учета. Также коэффициент не применяется, если обязанность устанавливать электросчетчик возложена законом на гарантирующего поставщика (абз. 3 и 4 п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

        В том случае, если многоквартирный дом как объект, потребляющий энергетические ресурсы подпадает под Критерии № 485, это может освободить собственников от обязанности по установке общедомовых приборов учета. Тогда при расчетах с поставщиком ресурса будет применяться норматив, но без повышающего коэффициента.

 

        Состав критериев наличия (отсутствия) технической возможности

        Техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка приборов учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования (в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета, его обслуживания, замены (п. 2 Критериев № 485).

        Что касается общедомовых приборов учета тепловой энергии: обязанность и техническая возможность установки общедомового прибора учета есть всегда, если иное не будет установлено п. 2 Критериев, что были указаны выше. А вот по индивидуальным теплосчетчикам техническая возможность их установки отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления. Поскольку большинство домов (даже новых) имеет вертикальную, а не горизонтальную разводу, обязанности для потребителя устанавливать индивидуальный теплосчетчик не предусмотрено (п. 3 Критериев № 485).

        Если факт отсутствия всех указанных выше критериев будет зафиксирован в акте, то техническая возможность по установке приборов учета – имеется, а за их отсутствие будет применяться повышающий коэффициент 1,5.

        Что касается новых домов, т.е. построенных после 1 января 2012 года, то обязанность по их оприбориванию заложена в п. 7 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее – Закон № 261), а, следовательно, критерии отсутствия технической возможности также отсутствуют.

        В отношении общедомового прибора учета по электроэнергии обследование технической возможности его установки осуществляется представителями гарантирующего поставщика. По другим коммунальным ресурсам участие поставщика ресурса в обследовании не является обязательным (п. 7 Критериев № 485). Само обследование проводит уполномоченное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

 

        Временные лазейки в Законе № 261

        В Законе № 261 есть базовое требование о том, что энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 1 ст. 13). Однако там же дополняется, что эти требования не распространяются:

— на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту;

— на объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час;

— на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70% и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта в связи с принятием решения об их сносе или реконструкции;

— на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда и в которых мероприятия по оприбориванию должны быть реализованы в течение трех лет.

        В настоящее время формируется негативная судебная практика, а именно принимаются судебные решения о том, что многоквартирные дома, включенные в программу капитального ремонта вне зависимости от даты проведения тех или иных мероприятий по капитальному ремонту, не подлежат оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

        В связи с этим в Госдуму в ноябре 2021 года внесен законопроект № 21281-8, который предполагает дополнить исключение про ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту условием, что мероприятия по их оприбориванию должны быть реализованы в течение трех лет с момента включения дома в региональную программу капремонта.

        Таким образом, тотальное оприборивание является неизбежностью, а возможностей не ставить счетчик – практически не осталось. Такой подход законодателя является правильным, поскольку он позволяет достоверно учитывать объем потребляемых энергетических ресурсов.

 

        Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

https://pavelkuznetzov.ru/