Актуальные вопросы применения онлайн-касс управляющими компаниями:варианты решения, потенциальные риски
Требования закона в области применения контрольно-кассовой техники планомерно ужесточаются государством. За последние полтора года большая часть управляющих организаций была вынуждена начать использование онлайн-касс. Некоторые преференции государством предоставлены для ТСЖ (и иных НКО), однако в целом линия ужесточения наличных операций является выраженной, с ответственностью и штрафами за невыполнение законных требований.
Что такое онлайн-касса и в каких случаях ее применять?
Понятие онлайн-касса относится к общему термину «контрольно-кассовая техника» (в данной статье мы используем эти понятия как синонимы), которая представляет собой ЭВМ, обеспечивающую запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях с последующей передачей фискальных документов в налоговые органы через оператора (ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон № 54).
Данная касса может быть как онлайн, так и оффлайн, однако на бытовом уровне все чаще используется понятие именно онлайн-кассы, поскольку ее отличает простота использования с некоторым элементом виртуальности (в части передачи сведений оператору, а от него – в налоговый орган).
Государство ввело необходимость использования онлайн-касс для того, чтобы начать противодействовать наличному обороту денежных средств за товары и услуги, который никак не учитывается налоговым органом. То есть, смысл онлайн-кассы можно выразить максимально просто: учет и контроль с последующей уплатой налогов и снижением сектора теневой экономики.
Управляющие организации обязаны начать применение контрольно-кассовой техники при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт с 1 июля 2019 года. Указанное оборудование применяется даже в том случае, если управляющая организация не принимает наличные денежные средства от потребителей.
Контрольно-кассовая техника и ТСЖ
Устанавливая обязательные требования для юридических лиц в части применения онлайн-касс, государством оставило небольшие поблажки для некоммерческих корпоративных организаций.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона № 54, контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов ТСЖ, СНТ, ЖСК за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Однако проблема состоит в том, что не все собственники могут являться членами, например, ТСЖ. В этом случае, для собственника-нечлена ТСЖ при приеме платежей использование онлайн-касс может быть признано обязательным. В то же время, если ТСЖ не работает с приемом наличных денежных средств от населения (которое платит через банк, с которым у ТСЖ агентский договора), онлайн-кассы можно не применять.
Как применять контрольно-кассовую технику
1.Прежде всего, необходимо выбрать фискальный накопитель, т.к. программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе. Если еще проще – нужно выбрать организацию, которая предлагает саму модель онлайн-кассы и купить в ней такую кассу (довольно часто функция онлайн-кассы объединена с возможностями банковского эквайринга).
2.После выбора модели онлайн-кассы необходимо заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД). Данная организация должна находиться на территории России и иметь разрешение на обработку фискальных данных (собирать данные, обрабатывать и передавать в налоговый орган, а также потребителю в виде онлайн-чека).
3.Затем нужно провести регистрацию контрольно-кассовой техники путем подачи сведений в налоговый орган (об экземпляре модели, ее фискального накопителя и о пользователе, после чего налоговый орган присваивает регистрационный номер онлайн-кассе). Это задачу часто решает тот ОФД, где такая касса приобретается.
4.После совершения всех данных действий заключается договор с провайдером на обслуживание онлайн-кассы (в том числе, на предоставление доступа к интернету).
В соответствии с п. 2 ст. 1.2 Закона № 54, при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
Таким образом:
— житель оплачивает квитанцию;
— деньги поступают на счет управляющей организации;
— онлайн-касса формирует электронный чек и направляет его ОФД;
— налоговый орган получает информацию от ОФД и учитывает его при налоговом учете.
Онлайн-кассы при дополнительных услугах
При любом способе управления многоквартирным домом распространенной практикой является оказание дополнительных платных услуг, которые не связаны с содержанием общего имущества. Чаще всего эти вопросы решаются неофициально с приемом денег от жителей без выдаче каких-либо чеков или иных отчетных документов. Такая практика является нарушением.
Самым правильным вариантом для управляющей организации (включая ТСЖ) будет являться размещение публичной оферты на официальном сайте с приложением прайса (стоимости) работ по предлагаемым к оказанию услугам.
В этом случае выдача потребителю чека через онлайн-кассу будет являться подтверждением того, что услуга оказывается официально. Кроме того, публичной офертой может быть предусмотрен гарантийный срок на оказываемые услуги. А с полученных от потребителя денежных средств будет уплачен налог в соответствии с выбранным организацией режимом налогообложения.
Ответственность за неприменение онлайн-касс
Особенность ответственности за неприменение онлайн-касс состоит в ее плавающем характере. Отсутствие и неиспользование онлайн-кассы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 10 тысяч рублей; на юридических лиц – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 30 тысяч рублей (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Несмотря на то, что данное взыскание будет применяться с 01.10.2020 г., обязанность по выполнению Закона № 54 для управляющих организаций имеется и в данный момент времени. А это означает, что налоговые органы могут вместо п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ применять ст. 19.5 КоАП РФ, т.е. выдавать предписание и одновременно штрафовать за установленный факт неисполнения требований Закона № 54. Таким образом, в интересах управляющей организации не брать на себя данные риски и соблюсти требование закона в части использования онлайн-касс.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук