Автоматизация передачи показаний ИПУ и ОДПУ: современные возможности телеметрии
Автоматизация передачи показаний ИПУ и ОДПУ: современные возможности телеметрии
Проблема с коммерческим учетом коммунальных ресурсов и услуг является актуальной при любом способе управления многоквартирным домом. Правовой режим ресурсоснабжения в России устроен таким образом, что все небалансы по коммунальным ресурсам относятся на управляющую домом организацию, которая обязана закрывать эти расходы из собственных средств (либо средств жителей при наличии решения о распределении общедомового потребления коммунальных ресурсов по факту). В такой ситуации хорошие возможности открывает телеметрия, используемая в коммерческом учете.
Общие проблемы с коммерческим учетом
В соответствии с п. 2 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), «коммунальные ресурсы» – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо (при наличии печного отопления), используемые для предоставления потребителям коммунальных услуг, а также холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме».
В свою очередь, «коммунальные услуги» – это осуществление деятельности по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Таким образом, коммунальные ресурсы в многоквартирном доме используются для:
— предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений;
— для потребления коммунального ресурса собственниками нежилых помещений;
— для использования коммунального ресурса в целях содержания общего имущества (далее – КР на СОИ).
Для того, чтобы коммерческий учет осуществлялся корректно, пп. к(1) п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) предусмотрено право потребителя передавать исполнителю коммунальной услуги показания по индивидуальным приборам учета (ИПУ) не позднее 25-го числа текущего расчетного периода.
В свою очередь в п. «д» п. 18 Правил № 124 предусмотрено условие для исполнителя передавать показания по общедомовым приборам учета (ОДПУ) поставщику ресурса до 26-го числа отчетного месяца, если иное не установлено соглашением сторон (договором ресурсоснабжения).
В этой общей схеме (с передачей сведений до 25 по ИПУ и до 26 числа по ОДПУ, соответственно), при всей ее «прибранности», на практике появляется совокупность проблем:
1.Неодновременность (неравномерность) передачи сведений. Потребитель коммунальных услуг может передать сведения не 24-го числа, а 15-го. А оставшиеся 10 дней до закрытия периода приема показаний продолжить пользоваться коммунальной услугой. В итоге формируется небаланс, который числится за общедомовым потреблением в виде КР на СОИ и распределяется на всех.
2.Занижение реального потребления потребителем коммунальной услуги, которое состоит:
— в передаче неверных сведений по ИПУ (как общее занижение, так и использовании неверных данных в учете, например, счетчик «встает», потребитель продолжает потреблять ежемесячно 10-15 м3, а указывает 3 м3);
— в использовании магнитов (любой антимагнитный счетчик блокируется неодимовым магнитом, а их продажа в интернете поставлена на поток);
— намеренном использовании нормативов, если реальное потребление существенно превышает потребление с нормативом (даже с повышающим коэффициентом); многие собственники идут по такому пути, чтобы платить меньше.
В большинстве многоквартирных домов разводка инженерных коммуникаций носит вертикальный, а не горизонтальный характер. Как следствие, невозможно ежемесячно контролировать реальный факт потребления.
Необходимость телеметрии в коммерческом учете
В ситуации проблем с коммерческим учетом телеметрия, под которой понимаются инфокоммуникационные технологии с возможностью дистанционной передачи сведений без участия пользователя, – открывает широкие возможности для налаживания коммерческого учета.
В конце 2016 года в действующее законодательство было введено понятие автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг (далее – АИС) (пп. е(1) п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).
АИС представляют собой совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета). Это сложная система, которая включает в себя несколько звеньев:
— ИПУ со встроенным модулем для дистанционной передачи данных;
— ОДПУ со встроенным модулем для дистанционной передачи данных;
— антенну-агрегатор информационных баз данных (ее можно разместить как на тех.этаже конкретного многоквартирного дома, так и в офисе управляющей организации; в отдельных системах АИС радиус действия антенны по приему сведений от каждого счетчика достигает 10 км).
— программную оболочку, которая формирует отчеты по потреблению.
Главный плюс АИС состоит в том, что эта система без участия потребителя коммунальной услуги позволяет осуществлять:
1.Одновременное снятие показаний ИПУ и ОДПУ (именно одномоментное, что убирает небаланс по КР на СОИ).
2.Формирование антимагнитного отчета (если потребитель повесит магнит, система это сразу покажет и к потребителю можно будет прийти с проверкой, а затем оштрафовать).
3.Контроль потребления коммунальных услуг в режиме онлайн. АИС позволяет формировать графики часового или суточного потребления по каждому потребителю, что позволит «взять на карандаш» самых подозрительных.
Важно понимать, что в полном объеме установка АИС не сможет убрать КР на СОИ, однако все процессы потребления коммунальных ресурсов в многоквартирном доме будут управляемыми и контролируемыми.
Установка АИС необходима, прежде всего, для домов с вертикальной разводкой, поскольку в этом случае ИПУ находятся, как правило, внутри самого помещения собственника, а доступ к ИПУ имеет определенную процедуру, не самую удобную для управляющей организации.
Из минусов АИС стоит выделить, прежде всего, ее дороговизну. Однако нет сомнений в том, что в настоящее время коммерческий учет идет по пути телеметрии. Так, с 1 июля 2020 года гарантирующие поставщики (энергоснабжающие организации) обязаны за свой счет устанавливать интеллектуальные системы учета электрической энергии (ИСУЭЭ). Они включают не только ОДПУ, но и ИПУ, то есть, затраты на установку АИС не будут возложены на управляющие организации и потребителей, а останутся в тарифе поставщика ресурса.
В Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2035 года отмечается важность использования современных технологий при коммерческом учете. Единственный современный путь в этой ситуации – возможности телеметрии.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук