АСУ "Жилищный стандарт"Жилищная культура – основа формирования эффективного собственника жилой недвижимости.

Жилищная культура – основа формирования эффективного собственника жилой недвижимости.

Жилищно-коммунальное хозяйство – очень непростая отрасль по оказанию всевозможных услуг, как жителям жилого фонда, так и организациям, пользующимся этими услугами.

По большому счёту ЖКХ несёт на себе бремя узкоспециализированной сферы услуг, где вся деятельность строится на взаимоотношениях с обслуживающими организациями и собственниками многоквартирных домов. Собственники квартир, домов, объектов являются получателями и плательщиками ЖКУ, а другие всевозможные организации ЖКХ являются поставщиками этих услуг и получателями финансовых средств за их предоставление. И получается, что это основная вертикаль, на которой и строится любая сфера поставки услуг.

В данной ситуации необходимо ещё учитывать и тот факт, ту особенность этой системы, что многоквартирный жилой дом – это не только сложное инженерно-техническое сооружение, но и очень развитая социальная система, в которой каждый житель, собственник квартиры является активным участником принятия решений о жизнедеятельности, техническом благополучии и безопасности всего жилого дома.

Для успешной деятельности всей сложной системы ЖКХ необходимы правильные, выверенные решения по её модернизации и реформированию. Но, успешное реформирование жилищно-коммунальной системы может быть только в том случаи, если будет полное взаимопонимание и взаимоуважение всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг. Однако, на этом рынке до сих пор ещё много проблем, которые мешают модернизации и реформированию, и в первую очередь, делу мешает несовершенная модель отношений между заказчиками и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

Очень часто бывает так, что в жилом доме жители, собственники квартир ссорятся между собой из-за пустяковых проблем, нерешённых между собой вопросов, например, из-за случайного затопления квартиры, домашних животных, шума и самых разнообразных мелочных претензий друг к другу. А если вдруг у жителя или собственника квартиры возникают вопросы к обслуживающей организации, управляющей компании или ТСЖ, то здесь уже непременно выяснение отношений начинается на повышенных тонах, а иногда и в грубой форме общения. Конечно, ответ от управляющей компании не заставляет долго себя ждать и возникает конфликт, зачастую безосновательный и на пустом месте. Такая форма и модель взаимоотношений, во-первых, не красит ни ту ни другую сторону, во-вторых, она тормозит развитие всей жилищно-коммунальной системы, а это сказывается на качестве и культуре обслуживания, на сохранности жилого дома, его техническом состоянии. В связи с этим, возникает законный вопрос, а что же делать? А ответ очень простой – нужно безотлагательно принимать решительные меры и менять модель поведения, на модель в основе которой должны лежать морально-нравственные ценности жилищной культуры.

В данном случае, по большому счёту, жилищную культуру необходимо рассматривать, в первую очередь, в узком понимании, как например добрососедские отношения между жителями, собственниками жилья, соседями по лестничной площадке, а также как культуру поведения работников жилищной сферы. Конечно, можно на данную проблему посмотреть и под другим углом и в более широком смысле, как на необходимую часть модернизации всей жилищно-коммунальной сферы и ставка здесь, конечно, должна делаться в первую очередь на собственников жилья, жителей дома, которые грамотно решают вопросы, разбираются во всех тонкостях дела, законах жилищного хозяйства и умеющих принимать правильные решение в интересах своего жилого дома и его жителей.

Как видим, значение жилого дома в нашей повседневной жизни очевидно. Но, к сожалению, к жилому дому отношение бывает самое разное.

Кто-то относится очень бережно и заботливо, а кому-то жилой дом – это лишь место, где можно переночевать, праздно провести время и ни за что не отвечать. Жители в доме бывают самые разные, кто-то занят своим ремонтом, кому-то всё безразлично в доме, только бы его не трогали, а кто-то использует свою квартиру только для дополнительной прибыли, дохода от её сдачи. Но какие бы ни были жители, всё равно каждый из них мечтает, чтоб в доме был порядок, был чистый подъезд, убранный двор, работал лифт, безотказно служил домофон. Но, порядок в доме, его достойный вид естественно требует постоянных вложений финансовых средств и участия в его поддержании всех жителей.

В этой связи, необходимо сказать, что Жилищным кодексом Российской Федерации определена конкретная ответственность жителей и эксплуатирующих организаций за содержание жилья.

В вопросах сохранности жилого дома и взаимоотношений между жителями, собственниками квартир и обслуживающими организациями очень много зависит от их активной жизненной позиции и гражданской ответственности. Обеспечение сохранности жилого дома, создание условий для бережного к нему отношения сегодня, как никогда актуально, так как расходы по содержанию дома жители несут самостоятельно и чем больше порядков в доме, тем естественно меньше затрат. В решении данной задачи огромная роль отводится таким факторам, как бережное, осознанное отношение к своему дому, к его сохранности, а также конструктивному диалогу между собственниками, органами власти, управляющими организациями и ТСЖ. В данном случае многоквартирный жилой дом выступает как единый взаимосвязанный механизм, где каждый собственник, житель дома выступает в роли активного участника по принятию необходимых решений, касающихся жизнедеятельности всего дома. В соответствии с имеющимися законами контроль за соблюдением договорных отношений в первую очередь должен осуществлять сам собственник. Собственник квартиры в доме – это главное действующее лицо и очень мощная сила если она правильно мотивирована и мобилизована на решение общедомовых проблем и вопросов по улучшению комфорта в доме для жителей. Если такой собственник имеет хорошее образование, активен и дружелюбен к жителям, то такой собственник может достичь любых поставленных целей на создание благополучной и комфортной среды в жилом доме. В этой связи, сегодня в ЖКХ как никогда раньше стоит задача по развитию жилищного просвещения среди собственников, а также повышению профессиональной подготовки кадров жилищных организаций.

Необходимо сказать, что независимо от приложенных усилий по наведению порядка в многоквартирных домах, всё это не станет достаточно эффективным, пока не изменится сама психология жителя и пока он не почувствует себя хозяином всего дома, а не только своей квартиры.

Жилищная культура в жилом доме крайне важна, она предполагает равные взаимные обязательства, умение слышать и взаимоуважение. И, конечно, культуру поведения жителей и жилищников нужно рассматривать в более широком смысле, как неотъемлемую часть модернизации сферы ЖКХ, в которой ставка должна делаться на собственников, разбирающихся в законодательстве, чувствующих ответственность за судьбу своего дома и умеющих принимать правильные решения. И в этой связи, необходимо воспитывать собственника уже с детства, со школьной скамьи объясняя маленькому жителю, что, к примеру, сломанные качели, испорченные почтовые ящики – это лишняя трата денег, которые могли пойти так же на благоустройство дворовой территории или установку новой спортивной площадки. А чтобы завтра жить в доме достойно и комфортно уже сегодня нужно посадить у своего подъезда цветы, а к Новому году не только поставить в своей квартире ёлку, но и украсить подъезд и двор новогодними гирляндами.

Внедрение идеологии элементов жилищной культуры в жилом доме, в семье необходимо, чтобы ребёнок с детства видел заботу взрослых о своём жилище с правильным восприятием того места, где живёт. Задача повышения жилищной культуры среди населения, собственников жилья – прямо нужно сказать – задача непростая, но крайне актуальная для наведения должного порядка в доме и здесь нужно постоянно искать и применять на практике новые подходы и инструменты для её реализации. В связи с этим, организация и проведение «Жилищных уроков» в школах – это как раз один из таких инструментов повышения жилищной культуры, задача, которая должна способствовать пониманию обучающимися статуса жильца, потребителя и заказчика жилищно-коммунальных услуг, необходимости по-хозяйски бережно и ответственно относиться к квартире, дому, двору.

По большому счёту, нужна постоянная система воспитательной работы в доме, направленной на воспитание полноценных, настоящих собственников, хозяев своего имущества и своего дома.

Следите за публикациями в нашей информационной рубрике и будете в курсе по многим важным вопросом ЖКХ.

Автор: Владимир Иванович Андреев, эксперт в ЖКХ с многолетним опытом, инициатор социально-ориентированного проекта «Живи Как Хозяин»